Данная статья об эволюции индуизма в религию и культуру современной Индии весьма сложная и очень длинная. Тут будет много сложных преложений и терминов. Будут пояснены различные фиолософские и религиозные системы.

Культура, верования и философия Индостана активно развивались с X века до н. э.. Индуизм как религия и культура Индии развиваются и сейчас, в двадцать первом веке. Индуизм сегодня берёт начало в первых поисках смысла жизни джайнов и буддистов, шумеров-зороастрийцев и дравидов Южного Индостана.

Индуизм как общее название культуры Индостана будет развит греками и бактриями, пришедшими с Александром Македонским. под их влиянием на Индостане появятся необычные философские учения. Эти заимствованные у греков учения будут развиты в самостоятельные философии, эпистемологии и методологии иранцами, персами и афганцами Индостана.

Учёные древне-узбекского происхождения разовьют науку и философию Индостана, обогатят как никто индостанскую культуру. Всё, чем так гордится соверменная Индия было сделано потомками и наследниками Тамерлана.

В конце концов, системность и популярность индуизму подарят именно британцы, которых нынче можно ругать за «оккупацию» Индостана. Именно британские учёные переведут на английский и концептуализируют множество филофских и религиозных текстов Индостана. Британские учёные соберут все верования, обычаи и принципы философий в единую систему и дадут ей имя — «индуизм».

Итак, сначала…

Жреческие школы в поздневедийский период

Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трёх основных вед.

Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые находились в монопольном владении традиции учителей и учеников. Представители разных традиций собирались на «ассамблеи» для обсуждений-диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области знания, и появлялись специализированные дисциплины, например, разработка сакрального языка ведийских мантр.

Диспуты и дискуссии были основным модусом существования жреческих школ. Брахманические тексты, являясь своеобразными антологиями, которые дают возможность получить представление о становлении теоретической рефлексии. Деятельность школ была важна для становления будущей философии.

Брахманизм

Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии (древние иранцы), продвигаясь вглубь Индостана, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индостанской культуры. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам – знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п.

Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте иранских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония, теология, пантеон.

Брахманы и араньяки — основные этапы движения религиозной мысли

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных «инструкций» и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы-жрецы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный круг. Самый значительный текст — «Шатапатха-брахамана» (прим. IX-VIII вв. до н.э.). Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего индуизма.

Брахманическая картина мира имела главные черты всякой ритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение главного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта иде получила в концепции индуистской триады (тримурти).

По содержанию, к брахманам близки араньяки — «лесные книги». Они содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько теософские рассуждения о сущности обрядности.

Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы-тексты подготовили следующую ступень в развитии религиозной традиции в древнего Индостана. Они же явились самовыражением переходного периода от вед к собственно раннему индуизму.

Упанишады

Общая характеристика текстов упанишад

Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических философских систем в древней Индии.

Самые древние и авторитетные упанишады — Брихадараньяка и Чандогья.

Они представляют собой тексты-поучения, адресованные ученикам и построенные в диалогической форме. Способ изложения в упанишадах может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют, скорее, интуитивную, чем логическую последовательность, а то, что мы воспринимаем как беспорядочность, скорее, относится к особенностям языка.

Тексты упанишад служили своеобразным «учебным пособием», помогая адептам традиции восходить по пути, ведущему к истинному знанию. Диалоги моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались. Как и многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, хотя отдельные фрагменты и целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные из мудрецов-упанишад — Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.

Особенности мировоззрения

Глубинная мировоззренческая установка упанишад обусловила рассмотрение в них отношения божества к миру через их всеединство. Божество может представать во множестве персонификаций, но, с точки зрения конечной истины, оно — высшая объективная реальность и внеличностный Абсолют — Брахман. Он невыразим и не может быть описан в терминах дифференциальных признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.

Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность. Этот аспект человека связан с его светлым духовным началом (Атман), плененным стихийными мировыми началами. Высшая цель человеческой жизни — освобождение от уз мирского бытия для восстановления этой единосущности, преданной забвению из-за невежества, точнее, неведения. Достигнуть эту цель можно путем обретения истинного знания.

Правильное познание и почитание Брахмана и Атмана, которые тождественны, — высшая заслуга, приносящая блаженство. Именно к этому познанию подводят наставления упанишад.

В упанишадах развиваются, также, важные для индуизма и индостанской культуры в целом понятия праны, пуруши, кармы, сансары и т.п. В них изложено символическое учение о пяти огнях, о посмертной судьбе человека и т.п.

Этические взгляды, воззрения на физиологию и психическую деятельность человека

Человеческое существование мыслится в упанишадах влитым в космос (нет резкой демаркации между макро- и микрокосмическими аспектами) и потому этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями. Программа должного поведения подчинена главному идеалу упанишад — познанию Брахмана, достижению единства с высшей реальностью и обретению блаженства. В этой связи рассматривается понятие дхармы — непреложного справедливого закона.

В упанишадах изложено древнее учение о состояниях бодрствования и сна. Сон раскрывает независимость человека от тирании внешнего мира и показывает безграничные возможности его творческого сознания. Сон помогает заглянуть в глубины психической жизни индивида.

В упанишадах содержатся также воззрения на особенности физиологии человека, его жизнедеятельные начала, орудия восприятия и т.д. Все они соотносятся с основополагающей идеей упанишад — тождеством Атмана и Брахмана.

Шраманский период

Интенсивное деление и разветвление жреческих школ в поздневедийский период породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических течений, по большей части, антибрахманистской идейной направленности. Этот период начался в VI-V вв. до н.э. и получил название «шраманского«.

Шраманами (от «шрам» — стараться, утруждаться) назывались аскеты, подвижники, которые посвящали свою жизнь исканию духовной истины, порывали с мирским обществом, жили милостыней и, нередко, странствовали.

Появляются учителя нового типа: тапасины (от «тапас» — жар, вызываемый аскезой) и паривраджаки (пилигримы), озабоченные мировоззренческими проблемами и ставящие под сомнение целесообразность громоздкого ведийского ритуала и всей ритуально-этической парадигмой поведения.

Некоторые шраманы объединялись вокруг видных учителей и наставников, образуя подобие монашеских орденов. Они образовывали группы и школы, большая часть которых вымерла уже в древности.

Во многих текстах этого периода приводится список шраманских лидеров: Пурана Кассапа, Маккахали Госала, Аджита Кесакамбали, Пакудха Каччаяна, Санджая Белатхипутха и Натапутта Каччаяна.

В противоположность брахманистам с их кровавыми жертвоприношениями, шраманские учителя следовали жесткому аскетизму и игнорировали многие достижения цивилизации. Каждый из учителей разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину.

Параллельно продолжали заниматься профессиональным философствованием и традиционные брахманисты.

Противоборствующие стороны встречались на диспутах, которые сыграли роль общеиндийских философских «лабораторий», поставляя ярких мыслителей для разных течений древнеиндийской религии. В шраманский период был заложен мощный фундамент для последующего философского развития автохтонной (местной) культуры Индостана.

Традиция смрити (общая характеристика)

Традиция смрити (предание) противостоит традиции шрути (откровение), прежде всего, семантически. Она представлена классом текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Впоследствии, из них развились самостоятельные науки.

В эту же традицию входят эпос («Рамаяна» и «Махабхарата») и пураны (псевдоисторические сказания).

Наибольший авторитет и распространение среди текстов смрити дхарма-шастр (наука о дхарме) получили «Закон Ману» (Манава-дхармашастра или Манусмрити), относимый ко II в. до н.э. — II в. н.э. В них изложен индуистский стандарт поведения, сопряженный с четырьмя стадиями жизни индуиста:

  • ученика (брахмачарин),
  • домохозяина (грихастха),
  • лесного отшельника (ванапрастха) и
  • аскета (санъясин).

Эпос. Философские тексты Махабхараты

Индийский эпос колоссален по объему и уникален во многих отношениях. Эпические произведения «Рамаяна» и «Махабхарата» почитаются как священные книги индуизма. На протяжении веков они способствовали вырабатыванию религиозно-философских идеалов и принципов. Их роль сопоставима с ролью Нового Завета в христианстве.

В эпосе отражён ранний этап формирования собственно южо-азиатской мифологии, выросшей на ирано-дравидийской ведийской почве, и некоторые вехи в процессе становления индуизма, который сформируется ближе к XVIII-XIX веку усилиями британских учёных. Сюжетный ход и характеры главных персонажей определяет именно мифология. Запечатлел эпос и разные грани религиозного мышления.

Эпос существовал в окружении множества священных текстов, которые не могли не влиять на него не только духовно, но и текстуально. В эпическое повествование вставлены философские и этические доктрины. В нем встречаются постулаты всех ортодоксальных школ и упоминания о некоторых неортодоксальных взглядах.

Собственно философские тексты Махабхараты: Мокшадхарма, Нараяния, Анугита, Книга Санатсуджаты.

В 6-1 книге Махабхараты помещена «Бхагавад-гита» — текст, от понимания которого зависит понимание индуизма.

Это — религиозно-философское наставление в виде беседы Арджуны, одного из пяти братьев Пандавов, главных эпических героев, и его возницы Кришны, за скромной внешностью которого скрывается могучий бог Вишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму.

Пураны

Пураны — обширный раздел традиции смрити, исчисляемый несколькими десятками памятников. К числу наиболее авторитетных относятся 18 «больших пуран», образующих единый комплекс.

Как и эпос, пураны являются, по сути, энциклопедическим описанием разных сторон жизни, показанных сквозь призму индуистских принципов. Их тематическое содержание обширно — от космологии и теогонии до родословных царей и фактов реальной жизни.

Пураны свидетельствуют, что индостанская религия превратилась, в первые века новой эры, в широкое религиозное течение и стала, в эпоху Гуптов, примерно с III в., господствующей государственной религией, одержав, к этому времени, внушительную победу над ранним буддизмом.

Поменялась вся система культовых отношений; Центр тяжести стал переходить с внешней обрядности на эмоциональную сторону.

Значительные изменения произошли в мифологии. Особенно интересны антропологические представления пуран, опирающиеся на архаические истоки.

Влияние пуранических традиций оказалось настолько сильным, что оно пронизало собой весь последующий индуизм.

Древнеиндийская ритуалистика

Весь стиль жизни индуиста сбыл отмечен ритуализованным характером. Ритуал был одним из действенных способов социокультурной регуляции поведения и, одновременно, мощным эмоциональным и психорегулирующим механизмом.

Существуют огромные своды описаний ритуалов (домашних и храмовых), предусматривающих мельчайшие детали. Важность ритуалов обосновывается индуистскими представлениями о природе человека; он состоит не только из материального, но и тонкого тела — обиталища атмана.

Правильный рост и формирование человека — не только и не столько физиологический, сколько мистический, духовный процесс и, как таковой, требует освящения. Оно и достигается через систему санскар — очистительных ритуальных действий.

Помимо обязательных и желательных храмовых и домашних ритуалов, каждый индуист проходит через обряды жизненного цикла. Их основной набор — 12-18. Они отмечают весь земной путь человека от зачатия до погребального костра и не кончаются с его физиологической смертью. Самые ответственные и сложные ситуации жизненных переломов отмечаются особыми ритуалами переходов.

Индуистская мифология

В отличие от догматических «религий Писания» (христианство, ислам), индуизм — религия, по преимуществу, мифологическая.

Мифология составляет его фундамент, образуя сложное, многослойное напластовывание, пронизывает всю историю его существования и сохраняет живые традиции мифотворчества вплоть до настоящего времени.

К субстратному слою индуистской мифологии относится протоиндийская мифология. Архаические элементы, относящиеся к ее религиозно-мифологической системе, не раз всплывали на поверхность в историческое время, обретали новое значение и силу. Следующий мощный слой — ведийско-брахманистский. Он трансформировался и преобразовался в мифологию собственно индуизма, что засвидетельствовано ярче всего в эпосе и пуранах.

Многие центральные темы и персонажи сохранились с древнейших времен, но их значение, функции и статус изменились. Старые ведийские боги потускнели и были отодвинуты на задний план новыми богами. На первый план в индуистской мифологии вышли Шива и Вишну.

Шиваизм

Шива как одно из центральных божеств индуизма вырос из протоиндийского дравидийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики (эротическая и аскетическая), которые остались существовать на тысячелетия как его основные отличительные черты.

Монахи наряжают Шиву в Ришикеше

Ведийским предком Шивы был Рудразловещее стихийное божество.

В пуранический период мифология Шивы достигает расцвета и отражает более сложные религиозные концепции, чем мифологии других божеств. Характер его культа, его мифологический образ и мифо-ритуальный комплекс демонстрируют дальнейшее развитие тех черт, которые известны по ведийским памятникам. Первичные атрибуты Шивы относились, видимо, к почвенной стихии (в отличие от солнечной у Вишну).

Существенная часть культа Шивы — связь с музыкой и экстатическими плясками шаманского толка. Наиболее популярный иконографический облик — танцующий Шива-Натараджа, царь танцев, разрушающий и созидающий своей силой миры.

Поза танцующего Шивы — Натараджасана

Другие, не менее популярные образы — йог, пребывающий в состоянии медитации и отшельник в ветхой одежде или в набедренной повязке, с чашей для сбора подаяний.

Из многочисленных мифов о Шиве наиболее известны мифы о жертвоприношении Дакши и о разрушении Трипуры.

На базе агамических шиваитских текстов в XI в. оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

Вишнуизм

Древним прообразом индуистского Вишну было второстепенное солнечное божество вед, соратник Индры, прославившийся своими тремя шагами, которые охватили все мироздание.

Переход к иной стадии в развитии мифологического образа Вишну наиболее полно отражен в «Махабхарате». В ней запечатлены разные слои формирования сложного и многопланового образа Вишну. Его традиционные ведийские (древне-иранские) атрибуты поменялись, а образ приобрел черты и качества объектов популярных местных культов, в том числе не-арийских.

В результате этого синтеза, Вишну превратился в божество общеиндостанского масштаба. Одной из моделей ассимиляции местных верований была концепция аватары — «нисхождения» божества в земной человеческий мир. Детальный перечень 10 канонических аватар и их мифологических характеристик относится к пураническому периоду.

Важную роль в мифологии Вишну играет доктрина вьюх — эманация божества и в то же время существенная часть его природы (эволюционный аспект отношений между целым и его частями).

Доктрина вьюх была не только другой, по сравнению с аватарами моделью ассимиляции местных культов, но и попыткой гармонизировать теологию с мифологией и элементами философии.

Культ богинь-матерей. Тантризм.

Почитание богинь-матерей восходит к древнейшему периоду (протоиндийская цивилизация). Корни его, бесспорно неарийские и относятся к глубокой архаике.

Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала была чужда.

Женские персонажи вед, за редким исключением, схематичны и невыразительны. В индуистский пантеон богиня Дэви вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии.

Махадэви (Великая богиня) пуран как бы вобрала в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. Она известна и в благожелательном, и в гневном, устрашающем обликах.

В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти — творческой энергии бога и подлинной основе его могущества.

До настоящего времени богини сохраняют большой диапазон своих проявление — от активного творческого принципа до низовых сельских культов. В период оформления пуран в них широким потоком вливались тантрийские представления, связанные с признанием верховным божеством женского начала и с использованием специальной магической и ритуальной техники.

Бхакти

Бхакти (причастность, преданность богу) — одно из центральных понятий в индуизме. Оно означает особый путь богопочитания, состоящий в безграничной и безраздельной преданности божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннем созерцании его (бхагти-марга, наряду с путем знания джняна-маргой и путем бескорыстного действия карма-маргой). Термин в этом значении впервые употребляется в Бхагаватгите.

В раннем средневековье индуистские теологи сблизили бхакти с понятием любви. Тогда же на дравидском юге бхакти зародилось как мощное и влиятельное течение, которое к XVI в. охватило всю страну, окрасило собой все средневековье и сохранилось в новое время, определив образ жизни огромной части народа.

Бхакти было широким демократическим движением, признающим равенство людей перед богом, с безразличным, а, порой, и отрицательным отношением к брахманскому ритуалу. В плане религиозной практики приоритет получили персонифицированные божества, главным образом Шива и Вишну.

Трансформировались и внешние формы богопочитания.

Большое место в богослужении заняли музыка и пляска, возросла роль храмов и храмовых изображение.

Значимым культовым актом стала песня, гимн богу, который мыслился как милосердный и любящий.

Философия индуизма

Термин «философия» в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование).

Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны.

Они делятся на православные (признающие авторитет вед) и неправославные.

Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ:

  1. самкхья,
  2. йога,
  3. ньяя,
  4. вайшешика,
  5. веданта и
  6. мимамса.

Неправославные школы в индуизме — локаята и адживика.

Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами.

Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Самкхъя

Самкхья (размышление, число, исчисление) была весьма популярна в древности, а в XV в. её традиция прекратилась. Её основателем считается легендарный мудрец Капила (до VI в. до н.э.). Произведения древних авторов неизвестны. Самый ранний из дошедших до нас текстов — Санкхья-карика Ишваракришны. Он считается базовым текстом самкхъя-даршаны, к нему имеется множество комментариев.

Школа разрабатывала систему онтологического дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя:

  • природа (пракрити), которая является основой мира, и
  • вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах.

При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25.

Пуруша остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов.

Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания.

Самкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.

Йога

Йога — одна из православных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до 20 значений).

Как философская школа йога опирается на «Йога-сутру» Патанджали (II-III вв. н. э.). Он суммирует опыт практики развития йоги, но не дает пояснение.

Современная йога-даршана состоит из 8 ветвей, ведущих к духовному освобождению:

  1. отказ от пяти видов неправедного поведения;
  2. соблюдение пяти непреложных правил;
  3. правильная поза для сосредоточения;
  4. управление дыханием;
  5. отвлечение органов чувств от их объектов;
  6. сосредоточение внимания;
  7. созерцание объекта, удерживаемого вниманием и
  8. растворение.

Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке психологических категорий.

Ньяя

Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор «Ньяя-сутры» Готама (III — II вв. до н. э.).

К базовым сутрам создан огромный комментаторский массив, в котором новым богатым содержанием выделяется комментарий Уддьотакары (7 в.). В истории школы выделяется два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с будистами.

В центре интересов школы — методология мышления, развившегося позже в логику. В соответствии с фундаментальными реалистическими установками находится теория вывода и учение о формах силлогизма. Силлогизм в ньяе пятичленен.

В области онтологии ньяя в основном принимает точку зрения вайшешики. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.

В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философским тексты.

Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд — «Таттва-чинтамани» («Самоцвет категориального мышления»).

Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

Вайшешика

Древнейший основной текст школы — «Вайшешика-сутра» («вишеша» — особенное), приписываемый мудрецу Канаде (III — II вв. до н. э.). Однако более авторитетным считается труд Прашастапады «Падартхадхарма-санграха». (Компендиум атрибутов, свойственных называемым предметам).

Главным предметом рассмотрения школы была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е — отсутствие (небытие).

Детально разработана также атомистическая теория материи. Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику.

Общий онтологический фундамент и сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).

Миманса

Миманса (или пурва миманса — первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции.

Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление.

Школа основана на «Миманса-сутре» Джаймини (IV — III вв. до н. э.) и комментариях к ним, среди которых выделяются комментарии Щабары (III в.), Кумарилы Бхатты (VII — VIII вв.) и Прабхакары, его современника.

Миманса — единственная даршана, которая не интересовалась освобождением от сансары. Главную цель человеческой жизни она видела в рождении на небесах, с которыми отождествлялся источник постоянного блаженства. Особая роль мимансы в истории индуизма связана с тем, что ее адепты смогли предложить целостную и непротиворечивую трактовку ведийских текстов и ритуалов во всем их объеме. Основное внимание школа уделяла эпистемологии и философии языка. Важным разделом мимансы было учение об источниках достоверного знания.

Веданта

Сами ведантисты считают основополагающими для своей даршаны тексты упанишад и возводят свое учение непосредственно к ним. Тройственный канон веданты составлют, кроме упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры.

Бадраяны

Исторически первой школой веданты стала адвайта (недвойственная) веданта. Ее главный и первый классик — Шанкара.

Большое значение имели также вишишта-адвайта Рамануджи, двайта Мадхвы, двайтадвайта Нимбарки, шуддхадвайта Валлабхи.

Главная тема веданты и ее направлений — соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п.

Направления школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.

В истории отмечен рост идейного патронажа веданты. Она обьъявила все религиозные системы возможными, но не эффективными в достижении истины. Со временем веданта утвердилась как некая сверхсистема и философская основа современного индуизма.

В период национальной борьбы она была своеобразным национальным флагом, играя ведущую роль среди других даршан.

Ведантистскую окраску принимали взгляды Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и др.

Неортодоксальные индуистские даршаны

Термином «настика» обозначались последователи учений, которые отрицали тот свет, посмертные воздаяния и смысл жертвоприношений. Позже так стали обозначать людей, не признававших авторитета вед по призыву национал-патриота Даянанды. Одной из неортодоксальных даршан, популярных в древности и в средневековье, была локаята (распространенное в миру).

Тексты школы утрачены или уничтожены. Все категории реальности школа выводит из материального мира.

Она отрицала сотворение мира, существование души, признавала восприятие единственным средством познания мира и т.п. Цель жизни локаятики видели в получении удовольствий, прежде всего чувственных.

Формация индуизма в XIX веке и реформация индуизма в ХХ веке

Термином реформации (ренессанс индуизма, нео-индуизм) обозначается комплекс перестроечных процессов, происходивших в индуизме в XIX- первой половине ХХ вв. Полуостров Индостан был тогда английской колонией, и в его жизни происходили социальные, экономические и идеологические сдвиги. Скоро под пропагандой индийских националистов автохтонное население полуострова Индостан запустит этногенез и создаст государство Индия, которого до 1947 года никогда не было на карте мира. Молодое государство назовут сперва «Индостан», а затем переименуют в «Индия». Так впервые появится Индия как государство, а не как название полуострова и долин Инда, Брахмапутры и Ганги.

Молодой Индии для независимости понадобится повод отделится. Этим поводом станет изобретённый в XIX-ХХ веках «древний» индуизм, связывающий молодое, никогда ранее не существовавшее государство Индия с культурным и философским прошлым населения полуострова Индостан – афганскими, иранскими, дравидскими, греческими, бирманскими, узбекскими, персидскими, семитскими и прочими этносами.

Реформаторы I этапа пересматривали содержание религии полуострова Индостан, пытаясь переосмыслить индуизм и сделать его национальной религией молодой Индии. Одновременно индуизм все больше утверждался как основа национальной традиции.

II этап реформации заключался в изменении роли и функции религии в обществе, точнее в её политизации. Вивекананда, А. Гхош, Ганди, Даянанда и др. именно в индуизме находили религиозное оправдание и освящение национальной борьбы и расценивали ее как религиозный долг.

Индуизм, созданный индийскими националистами в XX веке, «втянул» в себя политические нововведения националистов-реформаторов, вписав их в контекст «традиционных» взглядов и придав молодой Индии «древний» образ.

Текст написан мною за различными книгами, энциклопедиями, ну и немножко личных знаний.

Оцените публикацию

Нажмите на сердце, чтобы поставить оценку

Нам жаль, что Вам не понравилось…

Давайте улучшим публикацию!